Отчет о 1-ой Международной конференции Российской ассоциации дислексии 14 - 16 сентября 2004 года

Удалось поприсутствовать на пленарном заседании и части секционного заседания второго дня работы.
Впечатления от пленарного заседания:
Самым интересным (и вызывающим достаточно много недоумений) был доклад польского профессора Марты Богданович. В нем приводились статистические данные по странам мира, касающиеся дислексии и Конвенции по правам ребенка. Доклад, к сожалению, для большей части аудитории оказался трудновоспринимаемым, поскольку шел с переводом (иногда чересчур тихим), а презентация была представлена только в английском варианте. Разумеется, это не проблемы докладчика, а проблемы слушателей, но от этого они проблемами быть не перестают...
Итак, что же было там интересного. Во-первых, дислексия, оказывается, входит в Международную классификацию болезней ICD-10 и числится там за номером F81.0. Всемирная ассоциация здравоохранения выделила дислексию в отдельное нарушение. Оказывается также, что врачи в наших поликлиниках вполне даже знают об этом номере и могут написать его в справке, к примеру дошкольнику. А вот что с этим дальше делать, мне выяснить так и не удалось. Очевидно, ничего. Т.е. на офищиальных основаниях на экзамене в вуз не предъявишь и в РОНО тоже. Хотя можно попробовать учителю русского языка показать?
В докладе Марты Богданович анализировались данные из 20 анкет, полученных Европейской ассоциацией дислексии из разных стран, не только Европы, но и всего мира. Одна анкета из России. Анкеты содержали вопросы, насколько отношение в дислектикам соответствует Конвенции по правам ребенка. Не могу не позволить себе одного иронического замечания. Россия отличилась необыкновенной дипломатичностью. На большинство вопросов был дан ответ "иногда". Так, оказывается, в России дислектик может "иногда" сдавать сочинения, набранные на компьютере, "иногда" заменять себе письменный экзамен на устный, "иногда" получать разъяснения по поводу письменных вопросов на экзамене. Если бы...
Может быть, нам бы не стоило так дипломатично себя вести?
В Конвенции по правам ребенка ст. 29 гласит, что обучение должно соотноситься со способностями ребенка. Еще один интересный факт про Россию. Учители у нас прекрасно знают о дислексии!??? и о Конвенции тоже! Вот так. Такого хорошего мнения о нас Европа. Наверное, так нашим детям, и не только, легче справляться со своими трудностями в школе.
Иронии, думаю, достаточно. Огорчило малое число анкет и такая вялотекущая деятельность Европейской ассоциации. Еще одно огорчение меня ждало на лекции шведского уполномоченного по правам человека (случайно пришлось на ней присутствовать на этой неделе), где тоже по поводу дислектиков ничего судьбоносного сказано не было. Но там им в любом случае живется проще. Причина: отсутствие письменной культуры в большинстве западных стран. Об этом говорилось в докладе на августовском педсовете.
На Западе нет ужасной орфографии и пунктуации, а если и есть орфография (английский, например), то нет тетрадок, прописей, слитного письма и ежедневных упражнений в каллиграфии и правописании, ну и сочинения на вступительном экзамене. В России это, увы, наша неотъемлемая часть. В любом случае не обсуждаю сейчас проблему отмены орфографии, уж так оно на русской почве сложилось, что воспринимаем мир через письменность.
На конференции не было сделано попытки отличить дисграфию от дислексии. А отличие такое напрашивается в связи с русской спецификой. Однако вот определение самой дислексии, принадлежащее Корневу А.Н.: Дислексия - это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и нормальные условия обучения. Обратите внимание, что ребенок с дислексией обладает достаточным уровнем развития, и дело только в несформированности одного навыка, а следствия этой несформированности могут быть уже разные.
Приведу далее сведения по истории вопроса, почерпнутые из докладов Лалаевой Р.И., Лубовского В.И., Чиркиной Т.В., Корнева А.Н.. Дислексия замечена еще в Древнем Египте и Ассирии. Первое медицинское описание случаев дислексии относится к концу 19-го века. Сейчас у 45 процентов первоклассников отмечается стойкое нарушение формирования навыка чтения. Диагноз "дислексия" ставится в том случае, если эта несформированность сохраняется 3 года и более.
На секционном заседании удалось послушать два доклада о Ликбезе Т. Зотовой. Ощущения смутные. Ликбез отличается комплексным подходом, но не совсем понятно, как он его воплощает в разновозрастных группах по 50 человек.
Подробнее о конференции читайте в Живом Журнале
.


Хостинг от uCoz