Итак, дисграфия.
Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.
Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе. Работе, сложной для малыша, но легкой для взрослого.
О проблемах подросткового возраста в отношении дисграфии см. далее. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.
Несколько пока не упорядоченных советов для практикующих учителей и, возможно, родителей:
1)Что делаем? А точнее, что пишем? Пишем, разумеется, диктанты. Сначала текст читается целиком, потом по предложению. Лучше если каждое предложение будет уже на слух осознано по знакам препинания и с проговариванием сложных слов по буквам . Пусть прочтений будет пять или шесть. Старшеклассник при этом должен назвать грамматические основы, причастные и прочие замечательные обороты (можно сначала просто причастия и деепричастия - их надо "услышать" по суффиксам, а потом уже конструкции с ними).
2)Один из ключевых моментов: лучше меньше да лучше. Ученик-дисграфик быстро устает. Поэтому пишем за занятие не один текст в 300/30 слов, что на среднем этапе реально, а три текста (с проверкой, и, стало быть, отдыхом от процесса письма) по 100/10 слов (нормы для дисграфика 15-16 лет, "прошедшего" обучение русскому языку в средней школе, и для малыша-второклассника).
3)Для исправления ошибок используется зеленая, синяя, голубая, фиолетовая, серо-буро-малиновая в крапинку ручка, но не красная, не бордовая, не алая, даже не оранжевая. Цвет пасты/геля должен быть нейтральным, меньше нагрузки на психику, но в то же время должен быть виден (не то, чтобы заметен, а виден) на фоне текста. Помещаю образец диктанта с двойной проверкой: сначала проверка в присутствии ученика (темно-синяя паста), самые яркие ошибки не отмечены вообще (типа слова "рощи" в род.п.), позже на досуге уже более детальная - для себя (красная паста); соответственно количество ошибок на полях, какое видит ученик и какое учитель(все ошибки отмечены только при "красной" проверке, а нужно их сразу показывать?).
4)Не хвалите сильно, когда хвалится, т.е. когда есть заметные успехи. Да, одобрение, но не восторг. Процесс не закончен, и нельзя останавливаться на достигнутом. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда всё валится из рук. Здесь будет уместно если не одобрение, то ободрение. Это гораздо сложнее. Оставьте эмоции при себе, не дайте ученику их почувствовать. Но важно, чтобы не чувствовалась даже скрытая агрессия, скрытая боль за ошибки. Скажите себе, что все получится и поверьте в это. Хотя сказать такое получается не всегда... Но надо.