1. Предлагаю Вашему вниманию диктант, который я обычно использую в качестве диагностического диктанта на первом занятии со старшеклассниками. К сожалению, не могу привести сейчас ссылку на тот сборник диктантов, где содержался этот текст, но обещаю сделать это при первой возможности.

В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали кота в течение довольно долгого времени. "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю своим долгом предупредить, что кот древнее и неприкасаемое животное." Развернулась и взвилась шелковая сеть, но бросивший её, к полному удивлению всех, промахнулся. "Ура!" - заорал кот, отставив в сторону примус, и выхватил из-за спины браунинг. Он мигом навел его на ближайшего к нему стоящего, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в руке полыхнуло огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой на пол. "Все кончено, - слабым голосом проговорил кот и томно раскинулся в кровавой луже, - отойдите от меня на секунду, мне надо попрощаться с землей. Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, - это глоток бензина." И, приложившись к круглому отверстию в примусе, он напился бензину. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил, живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на камин, а потом, раздирая обои, полез по стене и через секунды-две оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе. Вмиг руки вцепились в гардину и сорвали её, отчего солнце хлынуло в затененную комнату. Но ни жульнически выздоровевший кот, ни примус не упали вниз.
(По М.А.Булгакову)

Текст сам по себе нескучный. В этом его большой плюс. Над скучными текстами работать гораздо сложнее и учителю и ученику, а при написании этого на первом занятии еще есть возможность проверить чувство юмора, выяснить степень знакомства с литературой и, тем самым, наладить контакт.

В тексте представлены опорные орфограммы, как-то: в молчанИИ (пред.п. сущ на -ИЕ); в гостиНую (гость+суф.-ин-); в теченИЕ времени (предлог); долгоГО (род.п.); нИкого (отриц. местоим.); НЕдружелюбно (хмуро); непрИкАсаемое (1приближ., 2кос-кас); взвИлась (ви*ться); шЁлковая; удИвлению(ди*во); крОвавой (кровь); глОток (гло*тка); прилОжившись (лаг-лож); тотчас (наречие); из-под (дефис); струитЬся (инфинитив); под мышку (под мышкой); раздИрая (суф.-а-); сидящИм (твор.п.); метаЛЛическом (словарное слово); вмиг, вниз (наречия); гАрдину (словарное слово); затенеННую (причастие, приставка за-); нИ кот, нИ примус нЕ упали (не - отриц., ни - усилит. частицы).

Пунктуация. Ценная прямая речь и деепричастные/причастные обороты.
Интересные случаи:
1) В первом предложении причастие с зависимыми словами (вошедшие в гостиную) - подлежащее. На этом моменте следует акцентировать внимание в любом случае (даже при правильном написании), указав, что подлежащим может быть любая самостоятельная часть речи, а не только существительное. То же самое, например, с подлежащим в третьем предложении (бросивший её).
2) Предложение, практически всегда вызывающее ошибку: Единственное, что может спасти... кота, - это глоток бензина. Здесь надо разобрать структуру "предложение в предложении", увидеть 'Единственное - это...' и 'что может спасти'. Соответственно тире - между подлежащим и сказуемым первой главной части, запятая перед тире закрывает придаточное предложение с союзным словом "что", вклинившееся в главное.
3)Отсутствие запятой на отрезке 'полез по стене и через секунды-две'. Всего-навсего однородные сказуемые (вскочил, сиганул, полез, оказался), которые непросто заметить, т.к. предложение длинное, и читающий невольно делает паузу: 'полез по стене/ '.


2. А вот текст, подходящий для первого (недиагностического) занятия. Достаточно простенький, есть возможность написать его вообще без ошибок.

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всем лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.
Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так скупы на рассказы об этом доме!
И вот как-то мне представилось: еще там, на юге, Пушкин заставил героев "Онегина" жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось жить теперь самому в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад... (С.Гейченко - хранитель музея-заповедника "Михайловское").
Текст печатается по книге Г.А. Богдановой (см. раздел Пособия ). С. 9. 174 слова.

3. Веселый текст для начальной школы:
В далеком соленом море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Однажды веселый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поет, а день и ночь думает. (33 слова)
По книге Г.Г.Мисаренко (см. раздел Пособия ), ч.1, с. 31, текст 8.



Главная



Хостинг от uCoz